Что такое нейропсихология?
Нейропсихология – междисциплинарная научно-практическая дисциплина, предмет которой лежит в области пересечения психологии с нейронауками и с клиническими дисциплинами (с невропатологией и психиатрией). Основателем отечественной нейропсихологии является Александр Романович Лурия, выпускник Казанского университета (1921 г.), один из самых выдающихся ученых XX столетия.
Основной задачей нейропсихологии является изучение взаимосвязи между: (1) функционированием головного мозга, (2) психическими процессами и (3) поведением.
В настоящее время нейропсихология изучает не только формирование мозговых механизмов психических функций, но также и общие проблемы нормального и аномального развития. Детская нейропсихология является теоретико-методологическим основанием для практической психологии образования. Это также связано с использованием нейропсихологических знаний для ранней диагностики и своевременной коррекции трудностей обучения – в дошкольном и в младшем школьном возрасте.
«Нейропсихология детского возраста – область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования ребенка (его поведения и обучения) с формированием его психических функций и личности, в развитием мозга (в норме и патологии), а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения» (Жанна Марковна Глозман, автор академического учебника по детской нейропсихологии)
Мозг – это самая сложная система из всех существующих. Понять основные принципы работы мозга помогает его модель (Лурия А.Р.,1970), согласно которой мозг может быть подразделен на три взаимосвязанных структурно-функциональных блока: (1) энергетический блок; (2) информационный блок; (3) регуляторный блок. Каждый блок характеризуется своей структурой и той ролью, которую он выполняет в осуществлении психических функций.
(1) Первый – энергетический – блок обеспечивает тот уровень активации ЦНС, который необходим для психической деятельности. 1-й блок мозга участвует поэтому в обеспечении любой психической деятельности и особенно процессов внимания, памяти и эмоционального реагирования.
(2) Второй – когнитивный – блок включает в себя основные анализаторные системы – сложные многоуровневые образования, обеспечивающие познавательные процессы, в том числе мышление и речь.
(3) Третий блок мозга – регуляторный – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием деятельности и поведения в целом.
В отечественной психологии разработано представление о структуре психической деятельности, которая может быть соотнесена с лурьевской моделью «трех блоков» следующим образом:
Компонент психической деятельности | Обеспечение |
формирование мотивационных образований, | 1-й блок |
создание программы деятельности | 3-й блок |
реализация программы деятельности | 2-й блок |
осуществление текущего и итогового контроля | 3-й блок |
Таким образом, различные компоненты произвольной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех блоков мозга. Дисфункция любого из блоков отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению её структуры.
В процессе психического развития ребенка имеется определенная последовательность в формировании мозговых механизмов психической деятельности. Различные мозговые структуры созревают не одновременно. Подкорковые структуры 1-го энергетического блока к моменту рождения ребенка достигают 75-80%-ной готовности (относительно взрослой нормы), тогда как созревание корковых отделов 2-го информационного блока достигает этого уровня лишь к 7–9 годам, а созревание корковых отделов 3-го регуляторного блока – лишь к 12–15 годам.
Типичная нейропсихологическая схема нормального психического развития характерна лишь для правшей. У левшей же (и у 25% правшей с семейным левшеством) нейропсихологическая схема онтогенеза не является типичной. (Атипия психического развития у левшей является одной из малоизученных проблем детской нейропсихологии.)
Таким образом, развитие анализаторных систем 2-го блока обгоняет созревание лобных регуляторных систем 3-го блока. Это означает, что у ребенка в дошкольном возрасте лобная система регуляции своего поведения всегда является гораздо менее сформированной. Это проявляется в виде затруднений планирования как поведения в целом, так и своих учебных действий. Именно поэтому у детей с проблемами в обучении проблемы с поведением встречаются чаще (в 3 раза).
В современной детской нейропсихологии объяснение проблем в обучении дается с позиций нейропсихологических моделей нормального состояния различных учебных навыков. К примеру, нейропсихологический функциональный анализ письма у первоклассников показывает, что в акте письма здесь принимают участие все три блока мозга.
Функция |
Блок мозга |
Поддерживание оптимального уровня работоспособности |
1 |
Переработка слуховой информации (восприятие речи, слухо-речевая память, опознание лексем, распознавание фонем) |
2 |
Переработка кинестетической информации (дифференциация артикулем, моторная память, анализ графических движений) |
2 |
Переработка зрительной информации (актуализация зрительных представлений, связанных со словами) |
2 |
Переработка полимодальной информации (ориентация элементов буквы, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов букв и слов) |
2 |
Кинетическая серийная организация движений (моторное программирование графических движений) |
3 |
Регуляция деятельности (планирование, реализация программ в письменных актах и контроль за их протеканием) |
3 |
У первоклассников, испытывающих трудности в обучении письму, нейропсихологическое обследование выявит определенную неполноценность тех или иных функциональных компонентов системы письма.
С помощью нейропсихологической диагностики можно выявлять относительно более слабые компоненты функциональных систем ребенка. Если у успевающих детей эти «слабые звенья» будут проявляться лишь при достаточно выраженном утомлении, то у неуспевающих учеников эта «психологическая недостаточность» проявляется практически постоянно и, главное, она не может быть сама собой скомпенсирована с помощью более «сильных» компонентов высших психических функций.
Но для адаптации ребенка к школе такую компенсацию обеспечить необходимо. Что же для этого нужно? Необходимо, прежде всего, выявить причинные нейропсихологические факторы, лежащие в основе школьной неуспеваемости. Это позволит определить наиболее оптимальные для данного ребенка условия обучения, а также определить пути и методы коррекционно-развивающей работы.
Нейропсихологический подход необходим и далее, на каждом этапе, поскольку только нейропсихологические методы обследования позволяют следить за динамикой коррекционного процесса и при необходимости оптимизировать его, добиваясь необходимого результата.
Подводя итоги, необходимо сказать следующее.
В основе модели профессиональной деятельности нейропсихолога лежит принцип профессиональной психологической помощи. Вообще существуют 3 основных вида профессиональной помогающей деятельности: 1) медицинская, 2) педагогическая, и 3) психологическая. Для специальной нейропсихологической помощи детям с проблемами в развитии нужны представители всех трёх этих помогающих профессий. Их совместная помощь называется психолого-медико-педагогическим сопровождением на «образовательном маршруте» («пути» в некотором «образовательном пространстве»). А общей профессиональной компетенцией медика, педагога и психолога должна быть компетенция в нейропсихологии, в специфике диагностической и коррекционной нейропсихологической работы.
В целом, нейропсихолог должен уметь:
– проводить углубленную системную психологическую диагностику с использованием методов нейропсихологической диагностики;
– проводить психологическую коррекцию развития высших психических функций с использованием методов нейропсихологической коррекции;
– проводить диагностику и коррекцию нарушений психологического развития детей с ограниченными возможностями.
Как уже говорилось, в настоящее время для практической психологии образования именно нейропсихология является теоретико-методологической основой. Поэтому только нейропсихологическая диагностика и коррекция является корректной психологической технологией для детей с проблемами в развитии и в обучении.