Детская нейропсихология

Детская нейропсихология (англ. child neuropsychology) — наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время детская нейропсихология становится самостоятельным направлением.

Для детской нейропсихологии являются основополагающими следующие  представления:

  1. нейробиологическое созревание той или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора;
  2. актуализация ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса.

 

Современная экологическая ситуация, особенности развития в возрасте до 7 лет в условиях резкого снижения моторной нагрузки, раннего освоения навыков чтения, счета и работы с компьютером нередко могут приводить к диссоциации между сохранностью неврологических функций и наличием функциональной незрелости головного мозга, которая может проявить себя в критические возрастные периоды или при возрастании функциональных нагрузок.

Особую группу в работе детского нейропсихолога составляют дети с органическими поражениями мозга в период раннего нейроонтогенеза.

Нейропсихологический анализ отклоняющегося развития детей позволяет выявить механизмы, лежащие в основе дезадаптивного поведения ребенка, несформированность отдельных функциональных звеньев, их атипичное или аномальное развитие. Раннее выявление причин и механизмов появления функциональных дефицитов в центральной нервной системе позволяет адекватно и своевременно провести коррекцию.