Коммуникативный тренинг

Потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей. Роль эффективной коммуникации в детском возрасте переоценить трудно: это и источник переживаний, и обмен информацией, и базис для общего психического  развития и обучения, в общении происходит формирование представления о себе и других, личностное становление, складываются отношения с окружающими взрослыми и детьми и т.д.

Ребенку  так важно чувствовать себя своим в коллективе сверстников, иметь друзей, проявлять себя, ощущать собственную значимость и успешность, уметь слышать других и договариваться с ними, справляться с трудностями и находить приемлемые пути выхода своим переживаниям, не только расти и развиваться, но и просто радоваться жизни! К сожалению, для некоторых это не так уж и просто… В чем причина, как помочь ребенку раскрыться и поверить в себя, доверять другим и быть способным выразить свою позицию, отстоять свои интересы, уметь чувствовать дистанцию в общении и считаться с мнением других, повысить эмоциональную устойчивость и преодолеть несдержанность, как научить жить в мире с собой и другими?

В основе проблем общения могут быть разные причины или их сочетание: недостаточное развитие навыков, такие индивидуальные особенности, как избыточная эмоциональность, тревожность, сенситивность, неуверенность в себе, возбудимость, склонность к агрессивному поведению, неадекватные эгоцентричность и стремление к доминированию и превосходству, недостаточное развитие произвольной саморегуляции, нарушение контакта со своим телом, чувствования его, управления им, недостаточная сформированность высших психических функций.

В тренинге:

  • развитие произвольной саморегуляции;
  • расширение психомоторного репертуара;
  • коррекция неадекватной самооценки;
  • осознание зоны своей успешности;
  • развитие активной и инициативной позиции в общении;
  • формирование уверенной модели поведения;
  • развитие внимательного отношения к другому;
  • ориентация на позицию сотрудничества;
  • расширение навыков социального взаимодействия;
  • развитие умения конструктивного выражения эмоций;
  • формирование навыка решения конфликтов.

В работе с детьми используются такие методические приемы, как когнитивно-поведенческие упражнения, коммуникативные игры, арт-терапевтические задания, элементы нейропсихологической коррекции и т.д.

Тренинг организован по интервальному методу, когда количество, периодичность и содержание коррекционно-развивающих циклов занятий определяется индивидуально в отношении каждого случая с учетом выраженности затруднений и динамики изменений. Один цикл включает 10 занятий, периодичность встреч –  1 раз в неделю, длительность одного занятия 1 час.

Необходимым и обязательным элементом тренинговой работы является организация сотрудничества с родителями. Это предполагает информирование родителями ведущего тренинга об индивидуальных особенностях ребенка, наблюдаемых ими эмоционально-поведенческих изменений у детей, а также предоставление ведущим тренинга обратной связи семье о содержании занятий и особенностях поведения на них ребенка, могут быть предоставлены рекомендации или домашние задания для самостоятельного выполнения. В отдельных случаях может быть предложена индивидуальная работа.