Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция детей метод “Замещающий Онтогенез” (А.В.Семенович, Б.А.Архипов) в рамках интегративной программы «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка»

Современные научные исследования и статистические данные показывают, чтоподавляющему большинству современных детей с самого раннего детства  необходима помощь специалистов – врачей, клинических психологов, психологов, логопедов. У них ярко проявлены различные нарушения –  сосудистые проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз,  задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматика. На этом фоне распускаются махровым цветом проблемы поведения, обучения, общения.

С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудностиобусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому стоит приплюсовать  современную социокультурную ситуацию – состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения. Специалисты, единогласно пришли к выводу о необходимости нового специфического коррекционного подхода, в основе которого лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития.

Таким методом в последние годы стала нейропсихологическая коррекционная программа. “Замещающий онтогенез” Она представляет собой гармоничную и грамотную систему развития. Включает новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии.

Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности – общую моторную неловкость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение работоспособности, внимания, памяти, двигательную заторможенность и расторможенность, эмоционально – волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений и т.п.

Первый этап коррекции – психомоторный (двигательный).

001

Все упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития). Предлагаемые движения при их правильном выполнении и с соблюдением последовательности развития ребёнка, становятся базой для активизации высших психических функций, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности, включают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. То есть создают базу для полноценного овладения чтением, письмом, математическими знаниями. Данный этап длится от 4-6 месяцев и является самым нагрузочным для родителей, поскольку  ребенка на занятия в центр нужно приводить один раз в неделю, но ДОМА… выполнять упражнения нужно ежедневно.

002

При этом  самостоятельно делать их ребенок (даже подросток) не должен.  Взрослому необходимо ответственно и правильно выполнять все указания нейропсихолога во время домашних занятий, поскольку только при точном соблюдении  инструкции возможно получить необходимые результаты. При внешней простоте действий, за ними стоит серьезная работа с мозговыми структурами ребенка. Это нужно понимать и относиться к данной информации соответствующим образом. Психомоторная коррекция “Замещающий Онтогенез” – это не развивающие занятия и не физкультура, которые сами по себе весьма полезны, но не представляют собой  целенаправленную коррекцию индивидуальных особенностей включения психических функций.

Второй этап программы – когнитивная коррекция

003

Он также содержит большое число телесно-ориентированных методов. Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. Далее расширяем детям объём зрительного восприятия, убираем проявления зеркальности. Развиваем слуховое восприятие, различные виды памяти, произвольное внимание, номинативную функцию речи, повышаем словарный запас. Формируем наглядно-образное и словестно-логическое мышление. Этой части коррекционной программы  отводится 3 месяца, но обычно родители простят продлить занятия.

004

Действительно, развитию когнитивной сферы можно и должно уделять гораздо больше времени и профессионализма. Это особенно актуально в настоящее время, когда к сожалению, повально наблюдается снижение  уровня обучения в школах, низкий образовательный статус педагогов. Мы встречаемся с такой удручающей картиной  постоянно и стараемся кроме возложенных на нас коррекционных задач восполнить на занятиях  недостаток того, что у интеллигентного человека обозначается емким и значимым словосочетанием   ” широкий кругозор”.

Третий этап программы – психологические детские тренинги

005

В работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей. Дети учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей. На занятиях формируются важные жизненные навыки, такие, как умение выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников, умение строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и общаться с взрослыми.



Наш многолетний опыт работы с детьми показал, какими одинокими чувствуют себя современные дети, особенно школьники средних и старших классов, как много тревог, обид и “непонятости” они несут в своих горячих сердцах. Они не знают, что делать с этим “грузом”, а он  между тем продолжает накапливаться, наслаивая одну проблему на другую. Мы учим ребят вести диалог со своим внутренним миром, бережно и деликатно относиться в внутреннему миру другого человека.

Коррекционная программа рассчитана на 8 – 9 мес. (1 раз в неделю – 2 занятия) при ежедневном выполнении упражнений дома с родителем.

Все этапы программы описаны ниже в более подробном варианте. Просьба родителей, чьи дети занимаются в нашем центре, ознакомиться с выложенными материалами и вникнуть в их суть. Ведь только с Вашей помощью – вниманием, ответственностью, последовательностью и терпением мы сможем совместно помочь Вашим детям.

По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов. В программе использованы упражнения «Комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте» – А.В. Семенович , Б.А.Архипова, авторские разработки Е.С. Лебедевой – организатора и руководителя Нейропсихологического центра Адаптации и Саморегуляции, авторские методики М.А. Сандомирского, совместные методики по новому современному направлению –  Нейропсихотерапии Лебедевой Е.С. и Сандомирского М.Е.

Что  важно  знать родителям перед началом занятий по нейропсихологической коррекции?

007


Сейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности.

В норме оно должно быть таким.

Узнать подробнее о методе нейропсихологической коррекции
вы можете по телефону в Казани +7 (843) 277-42-93

Продолжение статьи