Если ребенок гиперактивен

Рекомендации для родителей

У гиперактивного ребёнка часто плохой контроль своей деятельности, а также недостаточное энергетическое снабжение работы мозга. Ребенок не может долго сосредоточиться, двигательно беспокоен и не целенаправлен.

Ситуацию можно удерживать под контролем и даже исправлять с помощью выполнения следующих рекомендаций:

  1. Границы и правила поведения для ребенка просто необходимы. Воспитание ребенка — это всегда золотая середина между двумя крайностями, безусловной любовью и границами дозволенного, теплотой, нежностью и строгостью, щедростью и отказом.
    Границы поведения и справедливая строгость, требовательность и последовательность в установлении правил, только принесут пользу в воспитании и развитии ребенка.
    Ребенку нужно и важно знать границы, что можно, а что нельзя. Самому малышу очень трудно «догадаться», что такое «хорошо», а что такое «плохо». Система строгих правил – “так делать можно”, “так нельзя делать” – это долгосрочная программа, т.е. программа на будущее. Если к 12-14 годам ребенок не научится себя контролировать, иметь свою жизненную программу, то любая чужая программа навязанная ему извне, будет восприниматься им как своя собственная.
  2. Однозначность ваших действий, как одного взрослого, так всех взрослых, которые окружают ребенка. Картина мира ребенка, до определенного времени должна быть однозначна и понятна. Даже взрослым людям это очень сильно облегчает жизнь. Что уж говорить про детей.  Не меняйте свои решения как перчатки — не допускайте двусмысленности фраз и раздвоенности решений внутри семьи. Если у вас и есть противоречия в вопросах воспитания с другим родителем и бабушками, обсуждайте их в отсутствии ребенка и старайтесь вырабатывать общую стратегию.
  3. Придерживайтесь режима дня, это касается опять же необходимости для ребенка предсказуемой, однозначной картины мира. Ребенку легче быть упорядоченным и спокойным, когда и жизнь вокруг него такая же. Это к тому же очень экономит психическую энергию ребенка, которой, обычно не хватает гиперактивным детям.
  4. Составление и проговаривание любых программ. Речевое проговаривание того, что делает ребенок, постепенно переводит речь устную, в речь внутреннюю (говорить про себя) — программу заданную взрослым извне, в собственную, внутреннею программу ребенка, это активно включает зоны мозга, которые отвечают за саморегуляцию ребенка. Программы любые — бытовые, игровые, обучающие и т.д.
  5. Предоставляйте самостоятельность ребенку в соответствии с его возрастным и умственным развитием, но и в соответствии с пунктом 1! Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребенок счастлив и всегда находится в зоне комфорта. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями. Постоянное ограждение ребенка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолеть трудности, полагаясь только лишь на свои силы. Расширение прав ребенка по мере взросления, автоматически должно вести к увлечению обязанностей. Постоянные обязанности, зона ответственности ребенка, очень хорошо развивает способности по саморегуляции и самоорганизации. Одна из главных задач родителей — научить ребенка жить, полагаясь только на себя. Научить, а не сделать за них.  Но чем больше детям даем в готовом виде, тем меньше они умеют и хотят.
  6. Учите ребенка сопереживать. Хорошие дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких). Эмпатия — это способность, которая дает возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого.
  7. Движение — это энергия. Помните, что лишь движение рождает энергию. Бездействие ее убивает. Не позволяйте детям ленится. Не позволяйте ленится и себе. Будьте положительным примером. Прогулки, походы, спортивные секции — все это нужно детям как воздух.
  8. Спокойная и доверительная домашняя атмосфера. Это очень важный пункт. Дом это место силы и положительной энергетики. Если обстановка в доме нервозная, то никакой уверенности и самостоятельности не может быть и речи. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности и уверенности в своем доме. Это место, где ребенок энергетически должен насыщаться!
  9. Ваш ребенок- отражение вас самих. Хороший ребенок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Ключевое влияние на ребенка оказывают именно они. Лучший совет по воспитанию. – быть для него наглядным примером.

Автор: Диляра Газизова – руководитель центра, клинический, детский психолог.