Излишняя активность – гиперактивность. Норма или патология – где грань?

Дети все разные. Одни усидчивые и спокойные, другие импульсивные и невнимательные. Однако излишнюю активность иногда приходится классифицировать как патологическое состояние. Еще в конце прошлого столетия гиперактивность определили как болезнь: синдром нарушения (другими словами – дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). И если норму поведения лечить не надо – требуется лишь психологическая коррекция, то СНВГ игнорировать нельзя.

Гиперактивность

5 симптомов патологической гиперактивности:

  1. Ребенок гораздо активнее своих сверстников. Он постоянно куда-то взбирается, карабкается. Его действия не последовательны и не логичны.
  2. Ребенок суетлив и импульсивен.
  3. Ребенок бегает больше чем ходит, не обращая внимания на замечания окружающих.
  4. Ребенок не может сконцентрироваться на определенном действии.
  5. Сон у ребенка неспокойный. Он с трудом засыпает и также с трудом просыпается.

Варианты развития проблемы

Проблемы могут начинаться уже в детском саду. Родители узнают неприятную новость о неуправляемости их ребенка: он обижает детей, не желает придерживаться режима дня, не в состоянии контролировать свое поведение.

В школьные годы добавляются новые сложности. У таких детей могут наблюдаться головные боли, навязчивые идеи, необоснованные страхи. Эти дети могут проявлять необыкновенные способности к тем или иным школьным дисциплинам, но учатся плохо. Это обусловлено их невниманием, рассеянностью. Часто такие дети совершают антиобщественные поступки, так как не могут оценить последствия своего поведения.

В старшем школьном возрасте симптомы СНВГ становятся еще ярче. Подросток агрессивен, не признает авторитета родителей, учителей. Повышенная активность может смениться гиподинамией, ребенок уходит в себя, становится «закрытым» для взрослых и сверстников.

Причины возникновения гиперактивности

  • Причины гиперактивности можно искать еще до рождения ребенка. Если у родителей наблюдались схожие симптомы – говорят о наследственном заболевании. Не всегда такие родители злоупотребляют алкоголем или характеризуются асоциальным поведением. Но многие рассказывают о «трудном» детстве, о проблемах с одноклассниками и взрослыми.
  • Беременность и патологические роды у женщины могут сопровождаться процессами, которые впоследствии приводят к нарушению деятельности головного мозга ребенка. Это также способствует развитию СНВГ.
  • Питание ребенка сказывается на его поведении. Кажется, какая связь гиперактивности с продуктами? Однако она есть. Современные дети употребляют много химических добавок, которые оказывают вредное действие на нейрохимические процессы головного мозга. Да и другие продукты – кофе, чай, консервы, солености и копчености, газированные напитки, сладости – неблагоприятно влияют на детскую психику.
  • Загрязнение окружающей среды оказывает мощнейшее действие на психическое состояние растущего организма. Причем это не только загрязнение химическими веществами. Шум, электрическое, электромагнитное поле, информационная перегрузка – факторы, вызывающие приобретенную СНВГ.

Что делать?

Болезнь лучше выявлять вовремя. Заметив первые признаки, родители должны непременно проконсультироваться у психолога или психоневролога. В арсенале современной психодиагностики имеется достаточное количество методик, позволяющих точно разграничить норму поведения и патологию. Специалисты Семейного центра нейропсихологической диагностики и коррекции (http://kazanysh.ru/) обследуют вашего ребенка и разработают при необходимости индивидуальную программу помощи.