Нейропсихологическая подготовка к школе

Готов ли ребенок к школе?

Этим вопросом задается каждый родитель ребенка поступающего  в школу. Но по наблюдениям педагогов- психологов последних лет, лишь 50 процентов детей к ней по-настоящему  готовы.

Каков же современный городской дошкольник 5-7 лет?

Это ребенок, обычно хорошо читающий, считающий (иногда даже с трех-четырех лет), возможно хорошо эрудированный, отлично разбирающийся в современных гаджетах и компьютерных играх, часто умеющий пользоваться интернетом, общаться в социальных сетях.  Он во многом опережает детей, которые старше его на десять лет, и тем более нас взрослых, когда мы были детьми.

Но это одна сторона. Другая гораздо менее радужна.

Дети стали меньше времени проводить на улице, даже в школу многие  едут на машине. Стали менее подвижными и ловкими. Кто сейчас играет в любимые в нашем детстве вышибалы, резиночки, десять камушков, классики? А эти игры были важны не только для развития ловкости, но и умения придерживаться условий и правил (мозговая функция контроля поведения), скоординированности движений, энергетическая подпитка мозга, так как игры на свежем воздухе (подкорковые структуры мозга), и конечно же взаимодействие со сверстниками, умение выстроить отношения в свободной, не организованной и строго структурированной среде (т.е не в  детском саду или школе).Ребенок к школе часто не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, а это развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми функциями.

Родители, педагоги, дедушки и бабушки в один голос твердят – дети стали какими-то другими. Современный ребенок с трудом придерживается правил, ведет себя импульсивно, не держит дистанцию со взрослыми, часто капризен или агрессивен, не может усидеть на месте. Или наоборот излишне тревожен, неуверен, утомляем, с пониженным настроением и вниманием. Не хочет заниматься или плохо усваивает  материал, имеет проблемы в общении со сверстниками.

Дети стали чаще болеть. Возросло количество психосоматических и аутоиммунных заболеваний, неврологических нарушений. Абсолютно здорового ребенка сейчас найти практически невозможно.

Налицо парадокс в медицинской карте  состояние ребенка оценивается как практическая норма и он посещает обычную и даже специализированную школу,  а ребенок имеет трудности в обучении, конфликтует с окружающими, поведение не во всех ситуациях можно назвать адекватным, энергетически ослаблен и т.д.

Все чаще и чаще детям устанавливают такие диагнозы как минимальные мозговые дисфункции, задержка психического развития, синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без гиперактивности, неврозоподобные состояния и др., так называемые пограничные психические расстройства. А эти дети в основной массе также ученики массовых образовательных школ, что усугубляют имеющеюся у них симптоматику.

 В чем же причина перечисленных выше проблем?

Причин несколько.

Во-первых, ученые констатируют общее ослабление генетического фонда населения. Ведь все «достижения» цивилизации воздействуют на человечество уже не первое поколение. Взять хотя бы детей выросших во время Великой Отечественной Войны, а ведь перечисление остальных вредных факторов, воздействующих на протяжении двадцатого столетия, займет не одну страницу.

Во-вторых, это возросшее количество вредностей, которые воздействуют на плод (внутриутробные инфекции, курение матери, сильные токсикозы, неправильное питание матери, малоактивный образ жизни и многое другое)

В-третьих, это огромное количество родовых травм, искусственных родов, родов с применением стимуляторов.

В-четвертых, это все болезни первого года жизни, особенно тяжелые в виде бронхитов, воспалений легких, отитов, вирусных инфекций и т.д., и соответствие лечение антибиотиками и другими серьезными медикаментами.

Ну и наконец, общая экологическая обстановка, применение новых средств связи, повальное использование в пищу исскуственных заменителей, изменение электромагнитного поля земли и многие, многие другие особенности нашего нового 21 века.

Все это сказывается на ранних этапах развития мозга ребенка, особенно на наиболее рано созревающих стволовых, подкорковых структурах, которые отвечают за энергетику, активацию нашей деятельности. А ведь именно на этих структурах как на фундаменте базируется развитие всех остальных, более поздних, составляющих нашей психической деятельности. Если уже на первом этапе искажается индивидуальный путь развития, то вряд ли психическая деятельность ребенка будет полноценной. Помочь в решении этих проблем может нейропсихологическая коррекция.

Кто же такие нейропсихологи? Их часто путают с врачами невропатологами и психиатрами, но нейропсихология – не медицина, хотя и находится на стыке медицины и психологии. Это раздел психологический науки, изучающий взаимодействие мозга и психики, мозга и поведения человека.    Нейропсихологи объясняют, что проблемы обучения и поведения современных детей во многом связаны с развитием головного мозга. Больше всего мешает ребенку несформированность отделов, отвечающих за энергоснабжение организма. Он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом, однако энергетических ресурсов не хватает надолго, и, начав с хорошей успеваемости, он быстро скатывается на тройки; выкладываясь в школе, беспричинно плачет дома, часто болеет, отличается раздражительностью, ранимостью, именно  по этой причине нередко не складываются отношения и с одноклассниками.

Также влияние на обучение и поведение в школе оказывает незрелость отделов мозга, отвечающих за самоконтроль. Такие дети не считаются со школьными правилами, могут встать из-за парты во время урока, заниматься собственной игрой, мешать соседу. На уроке они работают совсем недолго, начинают зевать, перестают воспринимать информацию.

Заметим еще раз, что говорим мы о детях, которые медиками оцениваются как относительная норма. При этом до 80% детей, по исследованиям, имеют незначительные нарушения в развитии мозга, незрелость  мозговых структур, который ведут к проблемам, перечисленным выше.

Выход из этой ситуации есть. Развивая те структуры мозга, которые недостаточно сформированы при помощи специальных коррекционных занятий, нейропсихологии улучшают общее состояние ребенка и, в частности, повышают общий энергетический тонус.

Можно старательно заниматься с ребенком, учить его читать и писать, но при этом он никогда по настоящему не будет готов ни к школе, ни к жизни, и учась уже в первом классе, станет ясно, что ребенок не в состоянии справиться с учебными нагрузками.

Поэтому очень важно правильно подготовить ребенка к школе. Прежде чем посадить растение, необходимо правильно подготовить почву. Только в этом случае растение вырастит сильным и красивым.

При подготовке к школе мы не сажаем ребенка за парту, не учим читать и писать, мы просто активизируем, наполняем энергией и силой мозг.

Воздействуем на сам механизм психических функций и помогаем мозгу ребенка развиваться в нужном правильном направлении.

Из чего состоит комплекс нейропсихологической подготовки к школе?

На первом этапе необходимо пройти нейропсихологическое обследование ребенка. Определить его нейропсихологический статус, уровень развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер, выявить те структуры головного мозга, которые развиваются в норме и даже опережают в развитии, и те структуры, которые немного запаздывают. Это позволит к каждому ребенку подойти индивидуально, опираясь на его сильные и слабые стороны, составить программу развития и коррекции, которая необходима именно этому ребенку.

В зависимости от результатов нейропсихологической диагностики, коррекционно-развивающие программы по подготовке к школе могут быть следующими:

  • нейропсихологическая коррекция по методу «замещающего онтогенеза», это серьезная, «лечебная» программа, которая предполагает серьезное отношение к терапевтическому процессу, как родителей, так и самого ребенка. Программа рассчитана на 24 занятия по двигательной, сенсомоторной коррекции. Это база, на которой уже будет строиться когнитивный блок, который включает в себя уже непосредственно развитие познавательных психических функций.
  • нейропсихологическая подготовка к школе, где занятия также будут включать развитие сенсомоторной и когнитивной сфер, но занятия будут проходить в упрощенной, игровой форме, без обязательного выполнения домашнего задания.
  • нейройога – методика, сочетающая основные асаны, заимствованные из йоги, с практикой нейропсихологической коррекции. Занятия проходят курсом, в увлекательной, игровой форме.

В семейном центре важное значение придается «включенности» родителей в коррекционную работу. Родители могут посещать индивидуальные и групповые консультации. Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он  принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого, позволяет  взрослым найти ответы на многие вопросы, лучше понимать своего ребенка и себя как родителя. И главное, суть проблемы начинает восприниматься конструктивно, что является важным условием эффективной помощи детям с проблемами развития и обучения. Наши подготовительные занятия – это помощь в будущем успешном обучении вашего ребенка, помощь в строительстве основы для дальнейшей здоровой и счастливой жизни.