Проблемы в развитии головного мозга с позиции нейропсихолога

⠀ Количество детей, которые имеют трудности в поведении, общении, обучении растет с каждым годом. Мы это видим воочию. Причем дети с каждым годом приходят к нам все сложнее и сложнее.
В книге “Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста». Учебное пособие под ред. Л.С.Цветковой. М., 2006, приведена цитата:

⠀ «Данные обследования школ и детских садов, проведенного специалистами Министерства образования РФ, показали, что 85 % детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля, а 25 % детей — в специализированной коррекционной помощи»

Какие же проблемы в развитии головного мозга мы прежде всего наблюдаем с позиции нейропсихолога.

1.Ребенок испытывает трудности в поддержании активного и устойчивого внимания. Страдает энергетическое обеспечение работы головного мозга. Он не внимательный, не собранный, медлительный, делает глупые ошибки, долго делает уроки, быстро устает. Настроение и поведение не устойчивое. Часто соматически ослаблен. Диагнозы врачей – это СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), психоастенический синдром, но чаще эти дети без диагнозов и медицинского сопровождения.

  1. Речевые трудности! С каждым годом количество детей, отстающих в речевом развитии все больше. Это и малыши – дошкольники, и школьники, даже среднего звена. Дети не умеют грамотно и развернуто построить фразу, высказать свою мысль, не правильно ставят окончания и предлоги, имеют низкий словарный запас. В последствии имеют проблемы с чтением, письмом, пересказом. Очень часто сейчас мы наблюдаем, что дети 3-4 лет, вообще не имеют связной речи!

Диагнозы врачей и логопедов – Задержка речевого и психического развития, сенсорная и моторная алалия, общее недоразвитие речи. Дисграфия и дислексия. У нейропсихологов при диагностике можно найти нарушения практически в любой структуре головного мозга, результатом которого могут быть речевые трудности. Поэтому диагностика очень важна- Для правильной коррекции нарушений.

  1. 70-80% детей, которые приходят к нам, испытывают трудности в развитии «двигательного интеллекта». Нейропсихологические и неврологические диагнозы и термины – нарушение проприорецепции, апраксия, нарушения моторного развития, соматогнозиса и др. Раннее развитие мозга ребенка от 0 до 3- это, прежде всего, психомоторное развитие, если в это время ребенок имеет неврологические особенности развития, это будет тормозить развитие моторики. В последствии, в более старшем возрасте, он будет испытывать трудности в обучении, общении и в поведении. В половине случаев, это будет отражаться в развитии речи! Отставание в развитии двигательной сферы также, как правило, отражается на развитии наглядно-образного мышления, а это математика, пространственных представлений, а это составная часть абстрактного, высшего мышления.

Сейчас у нейропсихологов очень популярна пирамидка развития, где самый нижний ряд, фундамент как раз двигательная сфера (расскажем о ней в одном из постов).  Все самые «популярные» сейчас неврологические  и психиатрические диагнозы у детей в своих симтомокомплексах имеют  пункт – нарушение моторики! Расстройство аутистического спектра, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, Задержки развития, Моторная алалия и другое.

Поэтому практически всем детям, которые приходят к нам, мы советуем пройти для начала нейропсихологическую коррекцию по методу «замещающего онтогенеза». И только после этого уже пройти коррекцию Высших психических Функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.) и эмоциональной сферы. Двигательная коррекция «работает» и на улучшение энергетического обеспечения мозга ребенка (см. прошлый пост) и на улучшение управленческих функций самопрограммирования и самоконтроля.

  1. Очень много детей сейчас имею трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Они самостоятельно практически не могут работать (в школе, дома при выполнении д. задания, организовать свое свободное время без телевизора, телефона). Им нужна организация, контроль, постоянное присутствие взрослого, иначе деятельность просто разваливается. Они плохо контролируют свое поведение и эмоции, нарушают границы людей, плохо «чувствуют» ситуацию, не держат дистанцию с взрослыми. В поведении и ответах импульсивны, хаотичны, перескакивают с одного на другое. В учебе не дописывают, пропускают или наоборот пишут лишние буквы, тоже самое с чтением. В математике при очень хороших счетных операциях, испытывают трудности с задачами в несколько действий. Часто испытывают трудности в построении сложных фраз и рассказа в целом. Интеллект у этих детей чаще всего очень хороший. Но именно у этих детей серьезные проблемы с поведением и общением! Их недолюбливают учителя и воспитатели, пытаются всячески избавится от них. Дети тоже чаще всего избегают общения с таким ребенком. Диагнозы врачей – это, конечно, Гиперактивность, которая редко бывает без второй составляющей диагноза – синдром дефицита внимания и расстройство поведения.

Что часто еще мы можем наблюдать у детей с трудностями в развитии – Нарушение зрительное и слухового восприятие, проблемы с памятью, снижение кругозора и педагогическую запущенность, эмоциональные нарушения и другое.

Но в заключении хочется сказать,  пластичность мозга ребенка очень высока и если вовремя начать коррекцию и развитие функций, которые отстают в развитии или незначительно нарушены, то можно значительно помочь ребенку, улучшить качество его жизни, а также, несомненно и его семьи!