Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

  1. Если Вы почувствовали и поняли, что речь вашего ребенка развивается с задержкой, что ваш ребенок разговаривает меньше или хуже, чем остальные дети этого возраста, не откладывайте (это можно и нужно уже сделать и в 2 года и тем более в 3!) Идите к специалистам — неврологам, логопедам, нейропсихологам, которые работают с ранним возрастом. И что важнее, понимают исключительную важность правильного развития раннего онтогенеза ребенка. Специалисты дадут вам правильный вектор развития, рекомендации. Детский мозг очень пластичен и большинство проблем гораздо легче решить в раннем возрасте. Чем раньше — тем легче!
  2. Речь ребенка развивается только во взаимодействии со взрослыми. Многие современные родители сейчас считают, что в раннем возрасте с ребенком говорить не обязательно. «Все равно он ничего не понимает!».

Но, чем меньше мы говорим с ребенком в раннем возрасте, тем меньше он знает слов, тем хуже у него словарный запас, тем меньше, впоследствии к дошкольному возрасту, он сможет связно рассказать и изложить свою мысль. А это уже может сказаться на обучаемости ребенка.  Поэтому говорите с ребенком, говорите постоянно. Рассказывайте и комментируйте свои действия, называйте все окружающие предметы — главное не молчите, а если совсем нечего сказать — пойте!

  1. Телевизор и гаджеты не учат говорить и даже, наоборот, тормозят развитие речи. Чтобы развивалась речь, ребенку нужно видеть мимику взрослого, чувствовать интонацию, считывать эмоции. Говорить с ребенком надо лицом к лицу. И потом гаджеты «перебивают» интерес к реальному миру, так как там идет более интенсивная и легкая к усвоению информация. Но реального развития головного мозга она не дает. Лучше вообще исключить! Как минимум до 3-4 лет.
  2. Развитие двигательной сферы тоже очень важно, причем не только мелкой моторики. Уже всем известно, что есть прямая связь между хорошим развитием пальчиков и речевыми зонами в мозге. В раннем возрасте, как предшествующий этап развития мелкой моторики, необходимо развивать крупную моторику. Прыжки, игры с мячиком, ползания, ходьба по линии и по ступенькам, и многое другое, что соответствует уровню возраста. Очень полезны движения под ритмичные стихи и музыку.
  3. Ну и конечно читайте совместно с ребенком, с пояснениями и комментариями. С удовольствием рассматривайте картинки, обсуждайте увиденное.