У ребёнка плохие оценки в школе? Как исправить


Эффективные приёмы, подтверждённые наукой.

“Почему мой сообразительный и любознательный ребёнок получает плохие оценки в школе и на него жалуются учителя?” — над этим вопросом часто ломают голову родители школьников, порой испытывая настоящее отчаяние от безуспешных попыток исправить ситуацию. 

С позиции нейропсихологии, ответ на этот вопрос кроется в особенностях созревания мозговых структур ребёнка и в том, как эти особенности влияют на развитие высших психических функций: на способность концентрировать внимание, воспринимать и запоминать информацию, оперировать ей. От этого зависит логическое, пространственное, вербальное и образное мышление, воображение, процессы чтения, счёта, письма.

Бывает, что ребёнок обладает живым умом, много читает, любит узнавать новое, но ему никак не даётся письмо и русский язык: буквы прописываются с колоссальными усилиями, пропускаются, переставляются местами, орфограммы ни в какую не запоминаются, точки и запятые теряются и никак не хотят ставиться в нужных местах.

Иногда ребёнок пишет более-менее сносно, хотя и медленно, большого количества ошибок может избегать (с переменным успехом), а вот чтение: даётся совсем плохо: ребёнок читает слишком медленно, часто теряет смысл прочитанного, не может пересказать текст. Как это ни парадоксально, но бывает и такое, хотя чтение и письмо – процессы взаимосвязанные.

Чаще всего, конечно, плохо сформированное чтение идёт рука об руку с трудностями письма, усвоения грамматики, плохо развитой речью.

Встречается и такое, что ребёнок очень развит, хорошо учится по русскому языку, неплохо справляется с изучением иностранного языка, но математика наводит на него ужас и заставляет проливать много слёз из-за двоек за контрольные и плохие ответы у доски.

Может быть и так, что ребёнок с высоким интеллектом плохо учится по всем предметам из-за гиперактивности, дефицита внимания (часто в сочетании друг с другом), плохого поведения и, как следствие, конфликтов с учителями.

Причины этого бывают разные: в основе школьных трудностей может лежать множество физиологических причин. Это может быть запаздывание созревания одних мозговых структур (например, теменных, отвечающих за пространственное восприятие). Может иметь место опережающее развитие других структур, которое отнимает энергию у тех зон головного мозга, которые должны формироваться в настоящее время (Учёные выяснили, что, например, большое количество зрительных стимулов от мультфильмов и компьютерных игр повышает плотность затылочной коры головного мозга и тормозит развитие височных структур, отвечающих за развитие речи).

Исследования показывают, что до 70% первоклассников имеют признаки дисфункции стволовых и подкорковых структур, из-за чего снижается общая активность коры мозга, задерживается развитие речи и способность регулировать своё поведение, эмоции.

Чтобы помочь ребёнку, необходимо провести нейропсихологическое обследование. Определить уровень развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, понять, как развивается его мозг: какие структуры опережают нормативное развитие, а какие, наоборот, запаздывают.

Очень важно понимать, что любая проблема ребенка, связанная с его учебой или с его поведением, всегда объясняется вполне определенными физиологическими причинами, особенностями развития мозга ребенка. Эти проблемы можно и нужно выявлять и устранять.

Рассмотрим для примера такую распространенную проблему, влияющую на поведение ребёнка и на его способность к учёбе, как гиперактивность. Основное заблуждение – это мнение, что у ребенка слишком много энергии, и ее поэтому нужно обуздать, направить в мирное русло.
На самом деле все обстоит с точностью до наоборот! Гиперактивность – это следствие не переизбытка, а, наоборот, существенного недостатка энергии.

Звучит парадоксально, но это так! Для оптимального управления своим поведением кора головного мозга должна постоянно получать активирующие импульсы «снизу» от стволовых и подкорковых структур мозга, а как раз с этим у гиперактивного ребенка и имеются сложности. Импульсов снизу для равномерной долгой и продуктивной работы коры идёт недостаточно, и высшие структуры мозга начинают резко снижать свою активность.

Чтобы накопить энергию для дальнейшей работы, у мозга есть лишь два пути: отдохнуть или переключиться на другую активную деятельность, в первую очередь, двигательную. Если у ребенка синдром дефицита внимания без гиперактивности, он просто выключается из работы до момента, пока его «батарейки» не перезарядятся. А гиперактивный ребенок начинает взбадривать сам себя криками, прыжками, ёрзаньем на месте или другими способами, на которые так плохо реагируют учителя.