А как же деньги?
Денежное поощрение в предподростковом возрасте — приемлемая форма похвалы. В конце концов детство — это же репетиция взрослой жизни. Почему бы не начать пробовать взамен на усилия получать денежное вознаграждение?
Впрочем, платить деньги за каждую пятерку — тупик и пресловутое перебарщивание. Гораздо полезнее вознаграждать за пролонгированный успех. Например, за хорошие оценки в четверти или даже году. Например, можно заранее договориться о сумме денег, которую ребенок получит, или о подарке, который он заслужит хорошей учебой.
Если не хотите вводить в отношения с ребенком деньги, можно использовать жетоны, карточки, бусины, любую другую систему, которая станет трекером поведения. Заведите таблицу, в которой ребенок сможет ежедневно наблюдать за собственными успехами и тем, как он справляется с поставленными задачами. В таблице по горизонтали укажите дни недели, по вертикали — навыки, которыми ребенку важно овладеть. «Сесть за уроки без подсказки», «Заниматься 15 минут и не отвлекаться», «Самостоятельно собрать рюкзак» — эти задачи вполне могут стать пунктами таблицы. Если навык сформирован, то подкреплять его нет необходимости, смело обновляйте список задач.
В случае с подростками, которые и так хорошо учатся и успешно с чем-то справляются, поощрением может стать расширение свободы. Дать подольше поспать или попозже вернуться с прогулки с друзьями — это и поощрение, и демонстрация родителями уровня доверия своему подростку, вера в его самостоятельность.