Если ребенок без труда встает и собирается в школу, если справляется с учебными заданиями, получает положительные оценки учителей, возможно, вам не понадобится дополнительная система поощрений. В конце концов, у такого ребенка очевидно хватает собственных ресурсов, возможностей, способностей, чтобы легко выполнить то, что на него неожиданно свалилось.
Вообще, у детей к 7–8 годам ведущей деятельностью становится учебная. Дети действительно получают удовольствие не только от посещения школы, но и от ощущения взрослости и самостоятельности, которые идут бонусом к школе. Им доставляет удовольствие и радость получения новых знаний и освоения новых умений. Но если этого не происходит, то решать проблему можно разными способами, не только через систему поощрения.
Прежде чем бросаться придумывать, как награждать за успехи, разберитесь в причинах неуспеха ребенка. Ответьте себе на вопрос: почему ребенку сложно дается освоение учебной программы, учебных навыков? Возможно, необходимо пройти дополнительное обследование нейропсихолога и дефектолога.
Разобраться, соответствуют ли возможности ребенка той программе, которая предлагается школой, никогда не бывает лишним. Обратите внимание на внеклассную нагрузку. Тянет ли ребенок дополнительные занятия или падает от усталости? Только проанализировав такие вещи, стоит решать, какие именно способы поведенческой коррекции вы станете применять в отношении вашего сына или дочери.
Запомните, система поощрений — всегда выбор родителя. Никто не может навязать вам это. Вы сами решаете, как, когда, с кем, в какой мере и что станете использовать, чтобы мотивировать ребенка или чтобы формировать и закрепить определенные навыки и умения.
Нужно понимать, что на поведение ребенка влияет не конкретная структура, идея, метод, а система воспитания целиком и полностью. Поэтому вычленить поощрение из этой системы и заявить «Да, это хорошо работает!» или «Нет, однозначно не работает!» нельзя. Пробуйте, экспериментируйте. В конце концов, отвага и смелость повышают шансы на успех.