Как отличить специалиста нейропсихолога от шарлатана



Если нейропсихолог — это специалист сопровождения, который часто использует педагогические методы, то невролог — это врач, который ставит диагнозы и назначает лечение. Я как нейропсихолог не имею права ставить диагнозы «дислексия», «дисграфия», «дискалькулия». Я описываю симптоматику, предполагаю механизмы нарушения или трудностей ребенка. 

Но, к сожалению, большинство логопедов ставят звуки и на этом работа с ребенком заканчивается. Многие компоненты речевой системы оказываются неразвитыми. И иногда к нейропсихологам приходят такие дети, мы помогаем им научиться говорить связно, грамматически верно, лексически красиво.


Врач назначает медикаментозную поддержку, если это нужно. Я некомпетентна даже БАДы предлагать — рыбий жир, витамины. Могу рассказывать только о различных педагогических воздействиях или каких-то других развивающих методиках. 
— «Я еще не родила, но уже записала ребенка к нейропсихологу». Как вам такое сообщение с форума?
— Во время беременности записываться к нейропсихологу точно не нужно.

И большинство нейропсихологов работают с детьми, начиная от старшего дошкольного возраста. Довольно мало специалистов, которые работают с ранним возрастом, это особая специфика.


— Какой самый, скажем так, бессмысленный повод обращения с нейропсихологу вы запомнили? 
— Например, мама приходит, чтобы определить, правша ребенок или левша. Собственно, она сама может разобраться, наблюдая за ребенком и видя его предпочтения: какой рукой он берет игрушки — правой или левой? Для этого специального теста не нужно. И это не дает никакой важной ни для развития, ни для коррекции информации. 


Нейропсихологическое обследование длительное и состоит из многих проб, и оно невероятно информативное. А данные по ведущему глазу, уху и так далее нам не изменят картины и новой информации не дадут. Поэтому такой запрос к нейропсихологу: «Какая рука ведущая?», — самый неинтересный, пожалуй.


Есть запросы у родителей определить сильные, слабые стороны ребенка, построить задачи для его развития. Их не волнует что-то конкретное, они не видят проблем, они хотят как бы сработать на предвосхищение трудностей. Такой запрос вполне может быть грамотным: «Посмотрите, а что не так уже сейчас? И что с этим можно сделать». Это могут быть коррекционно-развивающие занятия со специалистом (необязательно нейропсихологом), а может быть, мы сориентируем маму в отношении кружков, секций, которые усиливали бы слабые стороны этого ребенка. Либо сориентируем в том, какими другими сильными сторонами можно эту слабость компенсировать.