Если ребенок с первого класса попал в конкурентную среду, то как ему отказаться от того, что делают другие? Нужна ли вообще эта конкуренция?
— Без соревновательности не обойтись. Получил ли ты хорошую оценку, поступил ли ты в вуз, написал ли ты отличную статью, обратились ли к тебе за докладом для конференции или ты построил замечательную воронку продаж.
Конкуренция — вся наша жизнь. Другое дело — не унижать человеческого достоинства тех, кто не одержал победы. И здесь наша система не очень гуманна.
Всегда есть отличники, но это небольшой процент класса. В целом полезно понимать, как работу написали другие дети, много ли у них ошибок. Может выясниться, что не справились многие, что это типично.
Родители очень обеспокоены тем, соответствует ли его ребенок школьной системе. К тому же их стращают, что, дескать, за последние годы так много детей с нарушениями, бегите скорее к нейропсихологу, к логопеду. Конечно, если есть сомнения и вопросы, то надо посоветоваться со специалистом.
Но очень важно понимать, что наши дети не испортились. Они так же прекрасны, как и мы, когда были детьми, и наши родители.
Человечество, в принципе, не меняется за какой-то обозримый срок. Маловероятно, что за 20 лет все стало настолько хуже, что караул. Если у них что-то не получается, то это не всегда их вина. И когда вы получаете некую негативную оценку от школы, надо задуматься, что на самом деле происходит.