Почему наши дети такие умные, но такие несобранные?


Именно из-за проблем произвольной регуляции: когда им что-то интересно, они готовы откликаться, мыслить, развивать логику; но если их просят что-то сделать без особого на то их желания, если им надо собраться, они абсолютно не готовы это сделать. Взрослые не просят детей быть внимательными, ответственными, контролировать себя.
В моем детстве всегда были взрослые, которые могли сделать замечание. И где бы я ни была — на улице, в подъезде, в магазине — я должна была вести себя прилично, потому что любая тетя могла сказать: «Девочка, как ты себя ведешь!» И я в ответ не огрызалась, а извинялась.
Сейчас, к сожалению, дети себя чувствуют очень свободными, они не несут ответственности ни за что на свете. Мамы заполняют дневники, мамы проверяют, какое домашнее задание задали. И у ребенка функция контроля ответственности, возможность удержать в голове несколько программ деятельности не развиваются.
— Может быть так, что приводят капризного, непослушного ребенка, а нейропсихолог думает: «Может, его просто воспитывать надо было?»
— И такой момент есть. Я как нейропсихолог понимаю, в каком поле сейчас идет развитие детей. Мама, прочитав статью о том, что нельзя ребенка фрустрировать, как важно идти за его мотивацией, решает: «Я не буду его заставлять, он будет делать только то, что ему интересно». Ее в детстве как раз заставляли что-то делать. Она растит ребенка таким цветочком, который делает, что хочет.
Но мама забывает, что скоро ребенок пойдет в школу, а там строгая учительница. Она не будет придумывать для этого конкретного ученика собственную мотивацию, не из-за нежелания, а из-за нереалистичности ситуации — у нее 25-30 детей в классе. Она хочет, чтобы все сидели ровно, поднимали руку по требованию, отвечали четко на поставленные вопросы, а не говорили обо всем на свете, перебивали друг друга, вскакивали с мест и так далее. И этому ребенку теперь надо помогать для того, чтобы он этим требованиям мог соответствовать.
И иногда приходится действительно аккуратно родителям говорить, что их тактики и стратегии воспитания в связи с возрастом ребенка уже не очень правильные и адекватные. И объяснять, чем сейчас мама может помогать и какие требования ребенку уже стоит предъявлять.