— В 7 лет особенного выбора нет, поэтому этот вопрос следует задавать, когда ему 5 или 6 лет. Достаточно ли он готов? Что предстоит сделать за этот год? Из очевидного с точки зрения развития речи — то, что до школы надо научиться произносить все звуки правильно, ведь заниматься с логопедом в школе будет уже некогда, а ребенок может делать ошибки из-за того, что неверно произносит некоторые звуки или не слышит разницы между ними.
Из менее очевидного — словарь и грамматика ребенка, которые родители не всегда оценивают верно. То, что проблемы из-за недостаточного развития этих сторон речи, становится ясно не сразу. Пока ребенок в первом классе учится читать и писать, многое зависит от состояния произносительных возможностей и умения различать звуки. А когда он начинает осваивать орфографию, оказывается, что ему трудно подобрать проверочное слово, так как его словарный запас ограничен.
Как родителям понять, что с речью все хорошо? Если вы много читали ребенку, если он в состоянии пересказать небольшое литературное произведение, запомнить короткое стихотворение — это очевидные показатели достаточного уровня речевого развития.
Также надо обращать внимание на моторные и зрительно-пространственные функции. Родитель приходит в детский сад, видит выставку детских работ и понимает, что работа его малыша существенно отличается от того, что делают другие дети. Рисунок явно беднее деталями, линии неровные, изображения трудно узнать. Стоит обратиться к психологу для того, чтобы понять, насколько зрелы моторные и графо-моторные функции, насколько хороши зрительные представления ребенка об окружающем мире, сформирована ли схема тела.
И, конечно, очень важны управляющие функции — то, что в быту мы называем вниманием. Часто родители про невнимательность говорят как про какую-то личностную характеристику, с некоторым осуждением, что ли. На самом деле это когнитивная (познавательная) функция — умение регулировать свою деятельность в соответствии с расписанием, выполнять сколько-нибудь сложные задачи, требующие определенной последовательности действий, и доводить их до конца. Пришел, сел, учишься, делаешь все по определенному плану, не отвлекаясь.