Диагностика готовности ребенка к школе


В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей как можно лучше подготовить своих детей к школе. Во многих общеобразовательных школах и развивающих центрах сегодня организованы специальные группы, в которых ведется подготовка детей к обучению.

Существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но нет единой психологической программы подготовки детей к школе, четко разделяющей педагогические и психологические задачи. Большинство дошкольных учреждений имеет в штате психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы, однако в работе педагогов и психологов часто возникают противоречия и пробелы, мешающие установить преемственность и последовательность развивающих занятий и способы оценки готовности ребенка к школе. Оценка готовности ребенка к школе педагогом часто происходит с точки зрения приобретенных навыков: умения читать, считать и писать буквы, но не охватывает психологическую готовность ребенка, которая состоит из нескольких компонентов, существенно влияющих на адаптацию, психологический комфорт и ус пешность обучения в школе.

Наша программа диагностики готовности к школе оценивает все компоненты психического развития ребенка, и выявляет возможные пробелы в развитии ребенка, позволяя вовремя их устранить. Методики, используемые во время исследования, разнообразны и проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка монотонностью и однообразием. При желании, родитель может присутствовать во время тестирования и наблюдать за ответами ребенка. По результатам исследования выдается заключение, в котором отражен уровень развития всех психических процессов ребенка, его интеллектуальной, личностной, мотивационной и волевой готовности к школе и содержатся рекомендации по коррекции, если результаты ребенка оказались низкими.

Личностная готовность к школе – это готовность ребенка к принятию новой для него социальной пози ции – позиции школьника. Она имеет круг важных обязанностей и прав, и выражается в личном отно шении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, его самооценке. Если ребенок не готов к возрастающим требованиям школы, не хочет ходить в школу, расставаться с мамой (в условиях домашнего воспитания), имеет низкую самооценку и боится не справиться с заданиями, то ему будет крайне тяжело адаптироваться к новым требованиям школы и коллективу.

Мотивационная готовность. Ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться потому, что у него есть потребность занять определенное место в обществе, получить доступ в мир взрослых людей (соци альный мотив учения). У такого ребенка есть познава тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения), и поэтому он хочет учиться в школе. Если ребенок не понимает, зачем ему нужно учиться и хочет только играть, мало чем интересуется и редко задает вопросы, то процесс обучения в школе будет для него тягостным, уроки скучными, а поведение невнимательным.

Интеллектуальная готовность – это определенный уровень функциональной зрелости структур головного мозга и развития познавательных процессов, таких как: дифференцированное восприятие, устойчивое внимание, образное и словесно-логическое мышление, способность запоминать материал, уме ние выполнять задание по образцу, а также развитие тонких дви­жений руки и сенсомоторная координация. Если ребенок имеет какие-либо неврологические отклонения, серьезные заболевания, или его развитием не занимались взрослые, у него может наблюдаться некоторое отставание в развитии, по сравнению с другими детьми. Некоторые познавательные процессы у них могут быть развиты слабее, поэтому учеба может даваться им труднее, чем другим детям в классе.

Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно заниматься, выполнять то, что от него требует учеба и режим школьной жизни. Если ребенок не понимает, почему нужно сначала делать уроки, а только потом играть, зачем каждое утро вставать и идти в школу, у него слабо сформирована произвольная сфера, и обучение в школе становиться для него трудным и не интересным. У некоторых детей, часто страдает эта сфера, особенно, если не достаточно сформированы все предыдущие.