У ребенка ЕГЭ на носу, а он третий день не может выполнить задание, которое дал репетитор. За час до урока решает все через пень-колоду. Почему ленится, все же объяснили?
— Одному, например, недостаточно смысла. «ЕГЭ как-нибудь напишу», — думает он. А другому сложно напрягаться. Часто у подростков все упирается в усталость и исчерпанность энергетических ресурсов. У них так много происходит в жизни, так велика когнитивная нагрузка, что организм не справляется. Еще не дает сбой, но уже начинает подтормаживать.
Поэтому подросток стремится отдохнуть и принимается за выполнение заданий, когда время совсем поджимает. В последний момент мобилизуется и делает все как получится. Так что причины подобного поведения — пресловутое отсутствие смысла и усталость.
Мы редко задумываемся, что энергетические, когнитивные, эмоциональные ресурсы у детей ограничены.
Даже если подросток — это лоб под два метра ростом, — сил у него не как у взрослого человека.
В чем-то их будет больше, в чем-то меньше, где-то он будет справляться быстрее, где-то медленнее. Но совершенно точно у него гораздо меньше, чем у любого взрослого, способностей к саморегуляции. Подросткам сложно собраться и сделать то, что от них требуют.
Не только индивидуальные особенности стоит учитывать. Простое правило: есть мотивация и ресурс — любое дело будет сделано. Даже незначительный недостаток мотивации, а тем более утомляемость — путь к прокрастинации.