Наказание ничего не гарантирует


Не стоит быть категоричным, пытаясь оценить пользу или вред поощрения ребенка. Значение абсолютно любого поощрения зависит от контекста, повода, размера. Кого, когда и почему вы поощряете? Зачем вам это, зачем это тому, кого вы решили наградить? В целом нужно понимать: поощрение — работает. 

Люди совершают поступки на основании предыдущего опыта. Много раз пережитый опыт формирует модель реакции на аналогичную ситуацию. Таким образом, награждая или наказывая за случайное поведение, вы инструментально научаете ребенка, формируя нужную вам реакцию.

В целом на поведение человека влияют самые разные обстоятельства окружающей среды. То, как человек взаимодействует со средой, влияет на то, как он будет вести себя в дальнейшем. Среда — это не природа вообще, а окружающая действительность и контекст взаимоотношений человека с социумом. И если во взаимоотношении со средой после желательного поведения возникает награда, то есть положительное поощрение, то такое поведение как раз и будет закрепляться. Как минимум, вероятность того, что желательное поведение станет плотью человека, привычным, естественным и свойственным ему, резко повышается.

Наказание же ничего не гарантирует. Оно не стимулирует правильное поведение, скорее наоборот, снижает мотивацию человека.

Иными словами, наказывая ребенка за плохую учебу или поведение, ругая за двойку или невыполненное домашнее задание, вы не добьетесь гарантированного результата, к которому так стремитесь. А вот поощрение, как показывают исследования, работает в разы эффективнее критики и наказания.