Иногда родители так помогают с адаптацией, что дом превращается в продолжение школы. Мама следит, чтобы ребенок нигде не ошибся, отступил сколько нужно клеточек. Как помогать, но не переборщить?
— Важно не столько умение решать задачу как таковую, сколько умение выполнять домашнюю работу самостоятельно. На первом этапе, когда вы помогаете ребенку, вы говорите, в какой последовательности мы будем что-то делать, и на каждом шаге отслеживаете результат. Бывает, что ребенку трудно удержать в голове следующее действие. Тогда говорите: «Что ты сейчас сделаешь? Иди и сделай. Потом приди ко мне». Сначала он может удержать две части этой программы, потом три, потом у него возникнет стереотип, и пункты будут наращиваться, как бусы на нитку. То есть два действия мы уже выполняем легко и не задумываясь, а вот теперь я присоединил третье действие, и давай ты сделаешь все сам.
Понятно при этом, что у детей разные возможности, кто-то решительный, а кто-то очень тревожный. Это надо учитывать. Но в принципе, порядок выполнения учебных действий — это именно то, что надо формировать дома.
Я согласна, что переборщить с домашней поддержкой означает лишить ребенка возможности самостоятельного принятия решений. Кстати, согласно PIRLS, главному международному исследованию качества начального образования, наши младшие школьники по сравнению с другими странами находятся на достаточно хорошем уровне. А вот PISA, аналогичное исследование по средней школе, показывает, что с возрастом они резко теряют свои позиции. Почему это происходит? В том числе потому, что к средней школе вклад родителей заканчивается, многие родители уже просто не помнят эти синусы-косинусы.