— Говорят, если бы наши дети гуляли во дворе, прыгали в резиночки, играли в вышибалы, нейропсихологи были бы не нужны. Это так? Можете объяснить воздействие дворовых игр на мозг языком нейропсихологии?
— Это любимая тема в моей работе со специалистами. Многие дворовые игры действительно специфическим образом развивали все те механизмы, которые сейчас приходится развивать у ребенка целенаправленно.
Возьмем для примера прыжки в резиночки. В них существовало множество двигательных комбинаций, которые девочки должны были запомнить. Иногда они состояли из 2–3 элементов, а иногда из 8–10, то есть формировался навык усвоения инструкции по двигательному образцу (который важен при обучении тому же письму), моторные функции, развивалась память, возможности быстрого переключения от движения к движению, зрительно-пространственные функции.
Иногда девочки проговаривали во время прыжков какие-то рифмованные строчки — это развитие слуховой переработки, возможностей переключения в речи, содружества разных функций. Порой некоторые движения выполняли с закрытыми глазами — надо уметь хорошо чувствовать свое тело, чтобы управлять движениями без зрительного контроля.
Сами прыжки — это двигательная активность, которая позволяет переключиться от долгого статического состояния во время уроков. А еще все эти движения реализуются на эмоциональном подъеме, делая ребенка более активным и включенным. Список можно продолжать!
А еще игра в «испорченный телефон», «города» для развития фонематического восприятия, столь важного компонента для письма и изучения иностранных языков. А еще «классики», а еще «казаки-разбойники». И все это было стихийно. И эти игры сменяли друг друга ежедневно. И все они реализовывались не из-под палки или со специальной мотивацией к занятиям, а очень непосредственно и всегда на фоне положительных эмоций.
Нейропсихолог — не волшебник, который «чинит» мозг