— На первом году важно заниматься двигательным развитием ребенка, но при этом все время с ним общаясь. Мы с рождения начинаем потихонечку включать радио, разговаривать с ребенком на разные темы, что-то ему рассказывать, но при этом адаптированным словарем, несложно, короткими фразами.
От года до трех лет мы обращаем внимание на развитие речи, память, моторику, внимание. И делаем это в игре. Это эпоха нашего с ребенком общения, взаимодействия.
В дошкольном возрасте активно развивается игра. И мы через нее начинаем развивать познавательные функции. В быту мы тоже постоянно с ребенком в контакте, даем ему разные поручения. Мы создаем различные коммуникативные ситуации, в которых о чем-то ребенка просим или ребенок нас просит.
Вот тоже, кстати, недавний случай: к нам пришла мама малыша, который в свои 3 года не говорит. На протяжении диагностики мама и двум специалистам практически не дала открыть рот. Понятно, что у ребенка не только из-за этого нет речи, но это тоже негативный фактор.
Мама сама спросила, сама ответила. У ребенка нет задачи вступать в контакт.
Очень важно в раннем возрасте ориентироваться на ребенка. Он может не уметь говорить, но он кивнет или посмотрит как-то, подаст сигнал. Важно, чтобы даже на таком уровне коммуникация происходила.
Мы обязательно играем в игрушки. Мы можем катать машинки с ребенком и одновременно ползать, развивая моторику. Можем произносить звуки — «и-у-и-у-и-у, машинка поехала». Мы можем придумывать ситуации, что машинке надо покушать и она едет на заправку. Это все будет развивать и речь, и мышление, и память ребенка. В таком взаимодействии и в игре у нас ненасильственно развиваются разные психические процессы.
Важно, начиная с года, привлекать ребенка к разным домашним обязанностям. От «подай маме тряпочку» до «поставь аккуратно свои ботинки». Трехлетний малыш вместе с мамой может убрать свои игрушки, четырехлетний — застелить кровать, шестилетний — помыть раковину. Такое привлечение к домашним обязанностям дает возможность услышать взрослого, удержать какую-то инструкцию, выполнить ее, сделать то, что тебе сейчас не очень хочется делать.
Возраст от пяти до семи лет — время развития познавательных процессов. Ребенок уже может сидеть за столом и выполнять разные задания. Но здорово, если мы не просто купили пособие, и он у нас пишет, лепит, рисует и все. Хорошо развивать разные процессы в игре: зрительное восприятие, слуховое, память. Надо помнить, что ведущая деятельность до школы — игровая. И много чего можно реализовывать интересно, весело через игру. С пяти лет здорово, если ребенок посещает кружки и спортивные секции.
В младшем школьном возрасте мы занимаемся учебой, и к этому времени у детей обычно есть предпочтения по кружкам, развивающим моментам. В это же время могут обостряться какие-то проблемы и трудности. И понадобится сопровождение каких-то специалистов.