Как не бросить кружки


 

— Кружки — чья ответственность? В музыкалке задали разобрать этюд. Садимся вместе и учим, пока от пальцев отлетать не будет, или пусть сам?

— Зона ответственности — ребенка, зона поддержки — наша. Детская мотивация работает по принципу «хочу, пробую, получается, положительное подкрепление». От этого подкрепления у меня снова возникает желание заниматься, и вот мы замкнули мотивационную цепочку. Но при действительно серьезных занятиях музыкой, спортом и чем угодно между «хочу», «пробую» и «получается» — большой разрыв. Потому что выходит совсем не похоже на то, что ребенок представлял. 

Берем музыкальную школу. «Я хочу играть на гитаре». Что у ребенка в голове? «Я сейчас приду и буду жарить рок». А до «жарить рок» там еще пять лет гамм и скуки. Тебе дают произведение. Ты полгода его учишь, тебя ругают, говорят «не так». Вот наконец оно получилось, ты его играешь на концерте или экзамене. И все, тебе дают новое произведение, еще сложнее. Опять учи, опять «не так», «не получается». 

И ощущения, что они играют на музыкальном инструменте, у детей может не быть до 5–6-го класса. Здесь важно, с одной стороны, дать ребенку попробовать, с другой — поддерживать его на этом пути. 

— Как именно?

— Мы даем ему внешнее положительное подкрепление. В музыкальной школе каждый день надо играть на инструменте. И одно дело, когда ты домашнее задание выполняешь, а другое — когда у тебя каждый день концерт для домашних. 

Мама поверх халата надевает вечернее платье, выходит в гостиную, садится и тебе хлопает.

Очень важно давать ребенку выступить перед бабушками-дедушками-тетями-дядями или перед его друзьями и чтобы в обычной школе его поддерживали учителя, на каком-то внеклассном мероприятии хотя бы минуточку давали сыграть. Пусть у ребенка будет ощущение, что он не только гаммы играет бесконечно.

Это история не про контроль, а про мотивацию. Мы хвалим, поддерживаем, фиксируем успех: «Ничего себе, как здорово! Ты научился эту гамму играть! У тебя еще вчера не получалось, а сейчас посмотри, как здорово». Обязательно разговариваем с ребенком и о том, что не получилось (а при серьезных занятиях это всегда будет).