— Расскажите случаи из вашей практики, которые вы не можете забыть и приводите в пример. Например, была такая история про американского пациента с удаленным правым полушарием, который говорит на двух языках и программирует. Может быть, в вашей практике было что-то близкое к этому?
— Это хороший пример про возможности компенсации нашего мозга.
К сожалению, в моей практике таких ярких примеров не было. Работа нейропсихолога — часто рутина. Многократное повторение однотипных заданий на разном материале для того, чтобы нужные связи образовались, нужный навык сформировался.
Но наши маленькие пациенты каждый день совершают невероятные успехи, начиная говорить, соблюдая правила занятия, его структуру, принося первые пятерки после 30 ошибок в диктанте. Так что обычно я рассказываю своим студентам не об удивительных случаях, а о кропотливой работе, которая вознаграждается успехами.
— Были ли случаи, когда вы бились, стремились к результату, а ничего не вышло?
— Как я уже сказала, очень многое в развитии мозга и психики зависит от тех условий, в которых эта психика развивается. Поэтому мы в своей работе сразу же берем родителей в компаньоны и обсуждаем с ними, как и где будет чья ответственность проявляться. Что я делаю, а что — мама, чтобы меня поддержать, что — другие сопровождающие специалисты для того, чтобы наша работа была успешной, плодотворной и максимально быстрой. На каждой встрече мы уточняем, какие есть изменения у ребенка, а как у мамы получается соблюдать рекомендации? Поэтому мы все время в контакте.
Но недавно у меня был случай, когда мама, которая уже третий раз приходит на диагностику, но не занимается с нейропсихологом, сообщила: она все делала, но ничего не произошло. Но я точно знаю, что мама с ребенком не занималась, от всех моих вопросов она уходила в сторону. Тогда я предложила лично ее вести, попросила каждую неделю мне писать: это получается, это нет. С последней консультации прошло полтора месяца, мама мне ни разу не написала.
Не получается у тех, кто ничего не делает. И нейропсихолог — это не волшебник, который что-то в мозге подправляет. Нужно, чтобы вместе с родителями мы были одной командой, а лучше — и с другими специалистами, если они у ребенка есть.