Как не пропустить переломный момент, когда кружок начинает вырастать во что-то большее, дело всей жизни, и начать туда вкладываться?
— Хороший вопрос… Во-первых, прислушиваться к желанию ребенка. Если он говорит, что хочет поступать в музыкальное училище, нужно обратить на это внимание.
Во-вторых, слушать тренеров и педагогов. Если предлагают: «А давайте будем готовиться к поступлению», это повод пойти к ребенку и спросить, хочет ли он.
Третий момент: очень многое зависит от того, какие ставки. Есть занятия и виды спорта, которые не требуют ставить все на зеро. А есть те, когда с 5-го класса нужно уходить на домашнее обучение или в спортивный интернат. Для родителей это несколько разная ситуация.
Само словосочетание «дело жизни» — это гранитная плита, которая невыносимым грузом ложится на плечи ребенка: «Вася у нас хоккеист», «Маша у нас поступит в консерваторию», «Света — будущая балерина Большого театра».
Девочек из той же Академии им. Вагановой, на мой взгляд, можно отчислять только через психолога: он должен сидеть прямо где-то на выходе из кабинета, где им сообщают о том, что они отчислены.
Очень важно показать ребенку, что всегда есть запасные пути. «Сейчас тебе хочется в училище, и преподаватель говорит, что у тебя получится. Конечно, давай заниматься, мы тебя поддержим. Но это не значит, что у тебя нет других вариантов».