— Но вот ребенок идет в школу, и со всех сторон начинается: «должен быть хоть какой-то спорт», «языки обязательны», «если ничем не занят после школы — болтается», «а почему вы никуда не ходите?». Что делать родителю, когда кругом сплошные «обязательно»?
— Пойти к психотерапевту и научиться не принимать близко к сердцу общественное давление. Здесь история не про кружки, а про то, что родителю нужно научиться выставлять свои границы, останавливать советы, которые даны без запроса, и идти от ребенка, а не от соседей.
Смысл в том, чтобы ребенок за время начальной школы нашел то, что ему действительно интересно и от чего он получает большое удовольствие, чтобы потом это осталось с ним как хобби.
За всю жизнь он успеет впихнуть в себя гораздо больше, чем родители за четыре года начальной школы. А в подростковом возрасте он все равно бросит то, что ему навязали. Либо не бросит, но тогда, вероятно, в семье нездоровые отношения из разряда «Похороните меня за плинтусом» (книга Павла Санаева. — Примеч. ред.).
— С чем обычно связано родительское стремление «впихнуть»?
— У нас вообще родительство стало очень сложным. Раньше была задача, чтобы ребенок выжил. Потом — чтобы стал хорошим человеком. А сейчас — чтобы выжил, вырос, стал хорошим человеком, выучил два иностранных языка, получил черный пояс по всему, сдал ЕГЭ на 100 баллов, завоевал два диплома Всероссийской олимпиады и при этом ни в коем случае не получил психологической травмы.
Родители пытаются лавировать, и у них очень разные мотивации. Для кого-то ребенок, особенно если мама не работает, становится проектом. Когда ребенок ничего не делает, а ты сидишь дома, это смотрится не так красиво, как если бы он занимался в нескольких кружках: ты встаешь в 5 утра, везешь его на хоккей, потом в школу, кормишь в машине из контейнера, забираешь и везешь на музыку.
У кого-то страхи из разряда «если он ничем не будет заниматься, он будет сидеть дома в гаджетах». Здесь надо разбираться, какие у вас и вашего ребенка отношения с гаджетами, есть ли какие-то рамки и правила. Для кого-то играет роль общественное давление: все дети должны учить языки, играть на фортепиано, заниматься математикой…